Весенняя школа Практической гериатрии

Итоги Школы практической гериатрии-2017

Подготовка Ежегодной Весенней Школы практической гериатрии в 2017 году была нелегкой. Срок подготовки был сильно ограничен. Кроме того, слушателям Школы нужно было пройти сложную процедуру отбора. Мы сформировали два потока обучающихся: те, кто уже учился на Школе в 2016 году, и новички.

Слушатели Школы 2016 соревновались за право обучаться в 2017 году бесплатно, для этого они вели преподавательскую деятельность, фиксируя ее на сайте проекта в виде портфолио (каждому участнику был создан личный аккаунт), а также готовили презентацию клинического случая. Обязательным условием было размещение презентации на сайте проекта, использование в клиническом случае комплексной гериатрической оценки. Дополнительные баллы давались за создание видеороликов, фотографий и другого иллюстративного материала. Всего было отобрано 10 наиболее активных «преподавателей», зафиксировавших свою активность в личных портфолио. Все клинические случаи, размещенные ими на сайте проекта, были затем представлены и на занятиях. Забегая вперед, скажу, что именно эти элементы обучения – клинические разборы - больше всего понравились слушателям. Использование сайта как инструмента обучения и дискуссии оказалось так же полезным, как и в прошлом году.

Новички тоже прошли сложный путь. Все они должны были обучиться на дистанционном курсе «Мир пожилых-1», а затем получили доступ к видеоматериалам Школы 2016 в виде 36 часов видеозаписей, чтобы уровень их знаний стал примерно таким же, как и у «старичков». Но и это не все: по итогам изучения материалов Школы 2016 все они сдали такой же тест, как и участники в 2016 году. Таким образом было отобрано 15 человек.

И вот группа из 25 учеников приступила к занятиям. Содержание Школы 2017 было построено с учетом пожеланий участников в прошлом году: снова когнитивные нарушения (профессор Кристофе Була), боль у дементных больных (проф. О.Ю. Кузнецова). Новые темы - дерматозы у пожилых (проф. Смирнова И.О.), инфекции у пожилых – дыхательных путей и мочевыводящего тракта (Проф. Дидье Шевардтс). Один день был посвящен кардиологии, хотя он получился неполный: в последний день было оставлено время для зачета и обсуждения курса. Самое главное – два потрясающих дня, дебаты по хрупкости и дебаты по холестерину.

Дебаты были настоящие, с бурной «непарламентской» активностью, жаркими спорами, а два лектора- Анна Турушева и Валентина Остапенко- подготовили прекрасные, высочайшего класса презентации, с обоснованием, анализом десятков публикаций, посвященные старческой астении или хрупкости. Спор шел о том, насколько близка клинической практике концепция хрупкости. Оба автора использовали клинические примеры. А затем- голосование. И голоса участников разделились поровну! 13 и 13.

Не менее жаркие споры шли о том, назначать статины пожилым больным, или нет. Разные взгляды, аргументированные анализом публикаций, представили Анна Турушева и Наталья Шарашкина.

Но самым, пожалуй, выдающимся днем был день тренинга коммуникативных и консультативных навыков. Его проводили профессор Ян Дегриз, давний друг нашей Школы, и Т.Богданова, ученица из прошлого выпуска. Учились сообщать плохие новости, разрешать споры и конфликты. Учились общаться.

Тест все сдали хорошо. А в анкетах оценки качества курса многие написали восторженные отклики, слова благодарности и восхищения, что, конечно, приятно услышать. Высказались и в отношении тем на следующий год.

Невозможно было бы организовать такой проект без помощи моих сотрудников и наших друзей:

Менеджера Елены Малаховой, бухгалтера Марины Филатовой, сотрудников Международного отдела СЗГМУ им. И.И, Мечникова Ю.А. Кочубеевой, К.С. Крыловой и их руководителя Н.В.Цинзерлинг; Президента Ассоциации врачей общей практики Санкт-Петербурга Андрюхина А.Н.; сотрудников Университетского Центра Осло. Спасибо от всей души!

Что ж, начинаю работу над новым проектом: Ежегодная Весенняя Школа практической гериатрии-2018.

Директор АНО ИООЗ «Научная перспектива», дмн, профессор Фролова Е.В.